Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Содержание
  1. Весёлая артикуляционная гимнастика в стихах для детей 3-4 лет
  2. Артикуляционная гимнастика — весёлая зарядка для язычка в стихах
  3. Артикуляционная гимнастика для звука «р»
  4. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»
  5. Коротко об интересном
  6. Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей 3-4 лет, подготовка и результаты
  7. Артикуляционная гимнастика: определение
  8. Подготовка к проведению гимнастики
  9. Упражнения для речевого развития 3-4-летних малышей
  10. Правила и частота выполнения в домашних условиях
  11. Коррекция ошибок речи
  12. Результаты и рекомендации
  13. Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами
  14. Занятия гимнастикой дома
  15. Противопоказания
  16. Когда и как проводить?
  17. Упражнения для детей 3-4 лет
  18. Гимнастика в игровой форме
  19. Пальчиковая гимнастика для детей 3, 4 и 5 лет в стихах
  20. Пальчиковые игры направлены на развитие:
  21. В каком возрасте начинать занятия?
  22. Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?
  23. Как заниматься пальчиковой гимнастикой?
  24. Пальчиковая гимнастика в стихах
  25. Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет
  26. Общие рекомендации
  27. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
  28. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
  29. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  30. Комплексы упражнений
  31. Комплекс для развития мышц губ
  32. Комплекс для развития мышц языка
  33. Комплекс для развития мышц щек
  34. Советы родителям
  35. Логопедам

Весёлая артикуляционная гимнастика в стихах для детей 3-4 лет

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

У малышей часто встречаются речевые проблемы. Это бывает из-за ещё не вполне развитого детского речевого аппарата. Дефекты речи часто бесследно проходят в процессе роста и взросления ребёнка. Но иногда речевые нарушения не проходят и могут остаться на всю жизнь, нанося огромный вред имиджу и репутации человека.

Проблемы с речью могут сильно испортить жизнь ребёнку, так как невнятная речь негативно сказывается на взаимоотношениях с друзьями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо постоянно заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой.Цель таких упражнений — это разработка речевых мышц.

Самая простая артикуляционная гимнастика в стихах для детей 3-4 лет, которая проводится регулярно, способна навсегда и полностью изменить речь малыша, сделав её внятной и понятной.

Рассмотрим виды артикуляционной гимнастики, самые эффективные упражнения, правила и методы их применения для детей.

Артикуляционная гимнастика — весёлая зарядка для язычка в стихах

Маленьким детям до 5 лет речевые упражнения помогают в развитии артикуляционных мышц, улучшают языковую подвижность, способствуют чёткости произношения. Детям в пятилетнем возрасте исправлять речевые дефекты уже сложнее.

После 7 лет, для исправления дефектов речи уже придётся обращаться к логопедам, которые уже не гарантируют хороший результат, поскольку исправить речь в таком возрасте уже очень сложно.

Артикуляционная гимнастика вызовет у малыша положительные эмоции при проведении её в форме весёлой зарядки в стихах.

Основные правила артикуляционных уроков:

  • Занятия должны быть систематичными, поскольку лишь регулярность и настойчивость приведут к результату.
  • Продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут.
  • Занятия нужно проводить сидя перед зеркалом в весёлой игровой форме.
  • За одну тренировку можно делать не более 4-5 упражнений.
  • Помогать малышу можно чайной ложечкой или палочкой логопеда.

Главное — это выполнять упражнения не спеша и плавно, вырабатывая навыки правильной артикуляции. Небольшие весёлые стишки будут мотивировать к выполнению занятий.

Различают статические и динамические упражнения:

  • Статистические — это когда язык зафиксирован в одном положении.В процессе выполнения важно зафиксировать язык на 5-7 сек. в одном положении.
  • Динамические упражнения тренируют мышцы рта.

Статические упражнения для языка:

  • Упражнение «Лопатка»: рот открыт, язык в форме лопатки нужно удерживать 3-4 сек.
  • Упражнение «Грибочек»: рот открыт, язык приложить к нёбу.

Вырастай грибок в лесу,Я домой его несу.Раз, два, три, четыре, пять —

Грибок я должен удержать.

  • Упражнение «Хобот»: губы максимально вытянуть в трубочку, как хоботок у слоника и зафиксировать на 4-5 сек.

Динамические упражнения:

Выполнение нужно делать под счёт, меняя позиции в определённом ритме.

  • «Часики»: на улыбке, ребёнок язычком имитирует движение часовой стрелки туда-сюда.
  • «Качели»: язычок качается вверх-вниз, как настоящие качели.

Эх раз, ещё раз
Покачаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить не хотим.

  • «Ищем конфетку»: при сомкнутых губах, язычок упирается то в одну, то в другую щёчку.

Я конфетку поищу
И за щёчкой посмотрю.

  • «Лошадка»: ребёнок цокает язычком, как копытца у лошадки.

Эти простые упражнения для языка может выполнять каждый родитель, без участия логопеда.

Артикуляционная гимнастика для звука «р»

Звук «р» является проблемным для многих детей. Специальные игровые упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в стихах быстро помогут справиться с этой проблемой.

  • Упражнение «Улыбка – трубочка» способствует улучшению подвижности губ.

Тянем губки мы к ушам,Улыбайся малышам.

Ты тянись, тянись впер

ёд,
Раст
ёт у слонёнка хоботок.Нужно плотно сомкнуть зубки, затем широко улыбнуться и удерживать позицию 4-6 секунд.

Далее нужно вытянуть губки в трубочку, удерживая 2-3 секунды. Упражнение выполняется 4-5 раз.

  • «Футбол» — развивает и укрепляет мышцы рта.

Щёчки я не раздуваю,
Мяч в ворота забиваю.

Нужно вытянуть губы в трубочку, а потом долго дуть на ватный «мячик», лежащий на столе, стараясь задуть его в «ворота». Щеки не надуваем.

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Очень эффективно упражнение «Почистим зубки». Оно укрепляет мышцы языка, гортани, ротовой полости. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» выполняется при широко открытом ротике ребёнка и на улыбке, кончик язычка как-бы чистит зубки изнутри, при максимальной неподвижности остальных мышц рта и гортани.

Если всё таки артикуляционная гимнастика в стихах трудно даётся 3-4 летнему ребёнку, он капризничает и не хочет заниматься, тогда лучше обратиться к логопеду, который сможет сделать малышу правильную мотивацию, возможно назначит массаж.

Коротко об интересном

Источник: https://woomenblog.ru/vesyolaya-artikulyacionnaya-gimnastika-v-stihah-dlya-detej-3-4-let/

Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей 3-4 лет, подготовка и результаты

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Речь начинает развиваться в семье. Родители и домочадцы должны создать все условия, чтобы у малыша развивалось четкое, связное произношение, формировался правильный речевой навык. Доказано, что качество речи напрямую связано с успеваемостью в школе, поэтому чем раньше малыш начнет правильно выражать свои мысли, тем лучше будет воспринимать учебную информацию.

Артикуляционная гимнастика: определение

Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, ых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.

У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.

Подготовка к проведению гимнастики

цель, которую необходимо достигнуть в процессе работы, – это тренировка основного расположения органов артикуляции, развитие подвижности, помощь в дифференциации определенных движений.

При выполнении артикуляционной гимнастики важно подобрать упражнения, отвечающие потребностям конкретного малыша.

Задания предпочтительны в определенной последовательности, чтобы сложность была нарастающей.

Что важно учитывать при подготовке к занятиям:

  • Мотивацию ребенка. Если занятия не интересны ребенку, польза от них будет минимальная. В работе обязательно должны использоваться картинки, звуки, зеркало и другие подсобные материалы.
  • Зеркало помогает ребенку видеть положение языка, губ. Он видит взрослого, повторяет за ним, затем соотносит постановку своих органов. Ему крайне важно видеть свои губы и язычок, так как осознать их положение он пока не может.
  • Занятия должны выполняться циклом. Сначала задаются простые задания, затем посложнее. Важно ориентироваться на темп конкретного ребенка. То, что один усваивает за 2 недели, другой дошкольник может не понять в течение нескольких месяцев.
  • Обязателен повтор предыдущих упражнений. Навык формируется после усвоенных умений. Поэтому эти умения нужно освежать в памяти.
  • В постановке правильной речи важно постоянство. Поэтому упражнения должны выполняться в идеале 2 раза в день, и занимать 5-10 минут – это время высокой концентрации внимания дошкольника 3-4 лет.
  • В 3-4 года важно уделять внимание разработке языка – упражнения направлены на мышцы органа.
  • Хорошим бонусом занятия является музыкальное сопровождение.

Есть много упражнений и концепций их проведения. Кто-то проводит их в сказке, кто-то отдельными заданиями. Специалисты индивидуально подходят к каждому ребенку, подбирая, что для него будет приемлемым.

Упражнения для речевого развития 3-4-летних малышей

Как и в спорте, упражнения начинаются с исходного положения, в данном случае язычка, губ. Нужно попросить малыша широко, сильно улыбнуться – губы растянуты, передние зубки видны.

  • Широкая улыбка – элементарное упражнение, малышу не трудно его выполнить. Для интереса можно подключать хитрости−приемы. Мама или специалист после просьбы проговаривает стишок:

Вот довольны-то лягушки –

Губки тянем просто к ушкам.

(Здесь можно использовать картинки лягушек или губ)

Широка Москва–река,

Улыбочка (имя) широка.

Зубы все его/ее видны –

От краешков и до десны.

  • Еще одно диагностическое и развивающее задание – «Трубочка». Необходимо вытянуть губки в форме трубочки. Нижняя челюсть остается неподвижной после улыбки. Здесь уже необходимо следить за артикуляцией малыша, потому что разрабатываются губки, а не челюсти. Происходит имитация хобота, поэтому подойдут стишки и картинки про слоников, трубочки:

Ох, понравится слону

Губки хоботком: ту-ту!

На дудочку ты губы положи,

Сыграть на ней смоги: Ду-ду-дуу.

В гости к (имя) пришел слоненок –

Замечательный ребенок.

На него ты посмотри –

Губки хоботом тяни!

  • Задание усложняется: теперь необходимо чередовать эти два упражнения. Здесь также используются логопедические стишки:

Если твои губки улыбаются,

Погляди – заборчик появляется.

А когда губки узкой трубочкой,

Вот и поиграем мы на дудочке!

Дверки-губы гибкие.

Становятся улыбкою.

В трубочку собираются,

А потом и улыбаются.

Твои губки очень гибки.

Быстро тянутся в улыбку.

А давай наоборот:

Губки тянутся вперед.

  • После отработки улыбки, «Трубочки» начинается работа над подвижностью челюстей. Деткам это представляется как открытие и закрытие «дверок» рта. Сначала ребенок смыкает зубы, растягивая губы в широкой улыбке – это закрытая дверка. Когда размыкаются зубки (не больше 2 см), улыбка сохраняется – дверка открывается. Чередование движений начинается сразу же. Помогают весело это делать стишки:

Дверки вместе мы откроем,

А потом опять закроем.

В процессе игры используются не только образы двери, подходит также окошко:

Ротик открою я немножко,

Губки сделаю окошком.

Зубы рядышком стоят,

В мое окошечко глядят.

  • Комплекс заданий для артикуляции не обходится без «часиков». Это задание выполняется так: от начального положения в улыбке, где зубки разомкнуты, ребенку нужно высунуть язык, пошевелить им и направить вправо, влево. Это обыгрывается потешками, стихами:

Ой, тик-тик, ой, так-так,

Ходят часики вот так:

Вправо – тик,

Влево – так.

Ох, какие часики!

Язычок, язычок:

Влево, вправо, на бочок.

Словно часики он ходит,

Нам все часики заводит: тик-так, тик-так.

  • Постановка шипящих звуков не обходится без умения правильно направлять язык. Это достигается с помощью известного логопедического упражнения «Лопатка». Нужно расслабить орган, положить вниз на губу. Улыбочка с лица не исчезает! При этом ротик открыт, зубки видны. Поможет выполнять упражнение стишок:

Язычок пусть отдыхает,

И немножко подремает.

Язычок широкий, гладкий,

Получили мы «лопатку».

  • Продолжается упражнение «Лопатка» заданием сделать «Иголочку». Для этого после лопатки нужно попросить малыша вытянуть язычок между зубками. Губы продолжают улыбаться.

Улыбаюсь, я – шутник,

Узеньким стал мой язык,

Между зубками сучок –

Это длинный язычок.

Язык мой как иголочка,

Уколю я Колечку,

Лучше ты не подходи,

От укола отходи.

  • После обучения этим движениям, малышу следует научиться чередовать «Лопатку» и «Иголочку». Если это дается сложно, потратьте несколько дней на усвоение базовых упражнений. Затем начинайте чередование. Поможет стишок:

Я – иголка, я – лопатка.

Это язычок, ребятки.

Язык лопаточкой лежит.

Спать улегся, не дрожит.

Я иголочкой потом

Потяну его острием.

  • Следующее по сложности упражнение – «Качельки». Оно тренирует гибкость языка для улучшения четкости буквы «л», помогает подготовить к букве «р». Важно, чтобы малыш понял, как его выполнять: кончик язычка направляем к буграм за верхними зубами. Улыбка та же. Затем дошкольник опускает кончик языка за нижние зубки. Кончик всегда должен широко лежать.

Вот качели, вот качели!

Подхватились, полетели,

Оторвались от земли,

Язык в небо унесли!

Ух, захватывает дух!

Сердце замирает!

Сверху – ух, да снизу – ух,

В глазках все мигает.

Ой, лечу я, ой, лечу!

Я кричу и хохочу!

Сильно-сильно раскачаюсь,

Прямо к небу улечу!

  • Дополняются эти задания статическими и динамическими движениями языка: «грибок» – язык сильно присосать к верхнему небу при открытом рте, «змейка» – узкий язычок вынимать вперед и прятать в глубину, «почистим зубы» – круговыми движениями водить язык по губам и зубам, «лошадка» – язык присасывается к небу, сильно оттягивается связка языка и ребенок цокает.

Часто для детей этого возраста используют сказки про «Язычок», как он гулял, ухаживал за собой, делал зарядку и так далее. Под рассказ делают несколько движений из представленного комплекса.

Правила и частота выполнения в домашних условиях

Любой навык не приходит сразу. Чтобы его закрепить, необходимы постоянные тренировки. Рассмотрим основные правила проведения гимнастики для артикуляции дома.

  • Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет осуществляется тогда, когда ребенок наиболее готов к усвоению информации.
  • Каждое задание для закрепления проводится до 10 раз.
  • Статические задания (когда нужно удерживать положение органов) длится до 10 секунд. Держать больше ребенок физиологически не готов.
  • Гимнастику лучше выполнять сидя. Это наиболее удобная поза для малыша: спина и конечности расслаблены, тело в естественном положении.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков. Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения.

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Результаты и рекомендации

Основой правильного звукопроизношения является слаженная работа органов артикуляции. Чтобы дошкольник мог произносить простые и сложные звуки, важно тренировать гибкость и силу языка, губ. Этому способствует артикуляционная гимнастика.

Своевременные занятия с малышом облегчат произношение, и он самостоятельно начнет говорить чисто и внятно. Если у него проблемы со звукопроизношением, такие упражнения значительно сократят время тренировки мышц и коррекции дефектов.

Вялое звукопроизношение также отлично корректируется гимнастикой, результатом занятий будет правильная, четкая и красивая речь.

[attention type=yellow]

Упражнения, подобранные в порядке возрастания сложности, помогут сформировать важные навыки подвижности артикуляционного аппарата, отработки положения языка, губ.

[/attention]

Во время занятий улучшается кровообращение в этих органах, что способствует их большей подвижности и правильному положению. Работу над артикуляцией можно начинать и раньше, но это нужно делать правильно!

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej-3-4-let/

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки.

Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет.

Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух.

Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»).

Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут.

Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение.

Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры.

В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент.

Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/gimnastika-dlya-detey-3-let

Пальчиковая гимнастика для детей 3, 4 и 5 лет в стихах

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

Развитие умственных способностей ребенка напрямую зависит от развития моторики рук. Это связно со строением коры головного мозга человека: речевые зоны расположены рядом с зоной, отвечающей за движение рук.

Гимнастика для пальцев – первый помощник родителей в гармоничном развитии ребенка. Ее нужно и важно начинать с самого малого возраста. Шуточная и игровая форма упражнений вызовет у малыша массу восторгов, а пальчиковая гимнастика для детей в стихах будет способствовать развитию памяти и усидчивости.

Такое занятие отличный способ отвлечь малыша в дороге, поиграть с ним, научить новым словам, заинтересовать и поработать над усидчивостью.

Давайте подробнее остановимся на пользе тактильных игр для самых маленьких и для детей 4-5 лет.

Пальчиковые игры направлены на развитие:

  • Речи. Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет помогает малышу научиться повторять слова, которые взрослый произносит, занимаясь с пальчиками малыша. Центры мозга, отвечающие за речь, активизируются, развивается словарный запас. Замечено, что пальчиковые игры помогают малышу рано заговорить и хорошо выражать свои мысли.
  • Внимания. У малыша развивается устойчивость, концентрация и объем внимания. Чем младше ребенок, тем ему сложнее сконцентрироваться и «усидеть на месте». Занятия с пальчиками способны заинтересовывать малыша и привлечь его внимание. Такая тренировка внимания поможет ребенку хорошо подготовиться к школе, когда нужно быть внимательным в течение всего урока.
  • Памяти. Все движения пальчиков сопровождаются считалками, стихами или рассказом. Малыш следит за словами, ассоциирует их с движениями собственных пальцев. Это способствует развитию как кратковременной (удержать внимание на объекте), так и долговременной памяти (выучить стишок наизусть).
  • Мелкой моторики. Постоянное повторение упражнений способствует развитию подвижности и гибкости пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика для детей 3 — 4 лет отличается от упражнений для детей 4-5 лет. Набор упражнений усложняется. Так постепенно ребенок учится хорошо владеть своими руками и пальцами. В школе ему будет гораздо проще научиться писать и чертить под линейку.
  • Воображения. Любой рассказ или стихотворение, сопровождающие упражнения, способствуют пробуждению и развитию творческого потенциала малыша. Во время занятий ребенок начинает фантазировать, представлять себе персонажей и объекты стихов. Это поможет ребенку проявить собственное творчество в будущем.

В каком возрасте начинать занятия?

Это тот случай, когда можно сказать, что чем раньше, тем лучше. Но если вы не успели начать рано, то начинайте прямо сейчас!

Тактильный интерес к окружающему миру малыш начинает демонстрировать уже в 4-месячном возрасте: рассматривает людей и объекты, тянет все в рот, трогает предметы и игрушки.

Уже начиная с этого возраста можно и нужно уделять внимание его пальчикам. Легкие движения, массаж, сгибания под добрый голос мамы обязательно понравятся ребенку. Помните считалку про сороку-ворону? Отличные упражнения для первого опыта проведения пальчиковой гимнастики.

Насколько полезны занятия пальчиковой гимнастикой?

Маленький ребенок познает мир с помощью игры. Чем разнообразнее игры, тем интереснее малышу.

В Китае и Японии с древних времен используют акупунктурную технику: активация точек на теле человека, которые связаны с нервной системой и внутренними органами.

На подушечках пальцев и в целом на кистях рук таких точек очень много. Поэтому при занятиях гимнастикой идет не только умственное развитие малыша, но и укрепление здоровья.

Как заниматься пальчиковой гимнастикой?

Занятия с малышом можно проводить в любое время и в любом месте, постепенно усложняя и увеличивая количество движений.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет должна быть направлена на развитие не только тактильных ощущений (как для младенцев), но и на развитие творчества.

В этом возрасте ребенок уже будет сам проявлять инициативу, менять правила игры, придумывать персонажей. Поддержите его в этом, придумайте вместе с ним веселые истории и стихи.

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет способна пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков. В этом возрасте воображение ребенка уже достаточно сформировано, и он может сам придумывать игры, новые движения и т.п.

Давайте рассмотрим этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка.

  1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.
  2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.
  3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.
  4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.
  5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.
  6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию, и подготавливают ребенка к обучению в школе.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)Этот пальчик –бабушкаЭтот пальчик – папочкаЭтот пальчик – мамочкаЭтот пальчик – яВот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек «)С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»),
спать легли (ладошки под щечку).Рыбка в озере живётРыбка в озере плывёт(ладошки соединены и делают плавные движения)Хвостиком ударит вдруг(ладошки разъединить и ударить по коленкам)И услышим мы – плюх, плюх!(ладошки соединить у основания и так похлопать)Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)Мы с тобой снежок слепили(лепить, меняя положение ладоней)Круглый, крепкий, очень гладкий.(показывают круг, гладят ладони друг о друга)Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)Два – поймаем. («ловят», приседают)Три – уроним (встают, «роняют»)И … сломаем! (топают)Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).Хорошо-хорошо солнышку живётся,(делаем ручками фонарики)И нам вместе с солнышком весело живётся(хлопаем в ладоши)Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)И в окошко постучусь.Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)Все друг другу руки жали.Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)Здравствуй Жанна, (большой и средний)Рад Серёжа, (большой и безымянный)Рад Снежана (большой и мизинец)Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)Вот драже вам на дорожку(пальчиком тычем в открытую ладошку)Вы берите понемножку(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)Все стряхнули быстро крошкиИ захлопали в ладошки!Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Пальчиковая гимнастика для детей 4 — 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.

Преимуществом гимнастики для пальцев и рук можно назвать то, что для ее проведения не требуется особенных навыков и умений. Любой взрослый человек сможет заняться таким видом деятельности с малышом. Есть только одно очень важно условие для успеха: регулярность. Если регулярно уделять занятием 15-20 минут, результаты будут потрясающими.

Начинайте заниматься с младенчества, не бросайте занятия, усложняйте, проявляете творчество и заинтересовывайте ребенка.

С уверенностью можно сказать, что результаты такого развития порадуют и взрослых и детей.

Источник: http://sportgym.by/articles/palchikovaya-gimnastika-dlya-detey/

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

Гимнастика для детей в 3-4 года: схема занятий с картинками и стихами

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Веселая артикуляционная гимнастика в картинках (скачать)

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Сказка про язычок (скачать)

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках
Артикуляционная гимнастика для звука [Р]Артикуляционная гимнастика для звука [Л]

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.

  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале.

    Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika

Здоровая семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: