Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Содержание
  1. Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия
  2. Нарушение интеллекта: формы
  3. Деменция
  4. Олигофрения
  5. Нарушение интеллекта: причины и симптомы
  6. Лечение
  7. Слабоумие – как избежать расстройства интеллекта?
  8. Что такое слабоумие?
  9. Слабоумие – признаки
  10. Виды слабоумия
  11. Старческое слабоумие
  12. Эпилептическое слабоумие
  13. Шизофреническое слабоумие
  14. Вирус цифрового слабоумия
  15. Как лечить слабоумие?
  16. Препараты от слабоумия
  17. Витамины от слабоумия
  18. Травы, лечащие слабоумие
  19. Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия. Когнитивные нарушения при непсихотических депрессивных расстройствах
  20. Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье
  21. Когнитивные нарушения у человека в депрессии
  22. Причины заболевания
  23. Характеристики интеллектуальной недостаточности
  24. Врожденное слабоумие: виды, лечение, приобретенное слабоумие – Стоп Невроз
  25. Умственная отсталость с рождения
  26. Сходства и различия с олигофренией
  27. Профилактика
  28. 15. Расстройства интеллекта. Слабоумие врождённое и приобретённое, тотальное и парциальное
  29. Слабоумие: симптомы, виды, классификация, диагностика
  30. Основные проявления

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Нарушение интеллекта, также именуемое слабоумие – собирательный термин, обозначающий расстройство всех когнитивных и мнестических функций психики. При нарушениях интеллекта у детей и взрослых определяются дефекты во всех видах мыслительных процессов.

Ухудшается восприятие, память, внимание, воображение. При нарушении интеллекта дети и взрослые испытывают трудности в формировании понятий, решении задач, установлении логических связей между окружающими явлениями.

При слабоумии человек утрачивает возможность отделять главные идеи от второстепенных фактов.

При нарушениях интеллекта снижается или полностью утрачивается критика к собственным высказываниям, действиям, поведению в целом.

Нарушение интеллекта: формы

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Деменция

Деменция — приобретенное нарушение интеллекта характеризуется ослаблением способностей человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.

У человека не только уменьшается запас знаний, но и он испытывает значительные трудности в плане правильного использования ранее приобретенных бытовых умений.

Становится не возможным применение в жизни ранее полученных профессиональных навыков.

При деменции определяется значительное обеднение эмоционального мира человека, истощается способность испытывать глубокие эмоции и чувства.

В начале деменции фиксируется плоский аффект – явление, когда субъект утрачивает способность испытывать и демонстрировать переживания, нормальные для каких-либо определенных условий.

[attention type=yellow]

В дальнейшем возникает аффективное уплощение – психопатологическое состояние, при котором у человека существенно ослабевают эмоциональные реакции, возникает бесчувствие, безразличие, холодность.

[/attention]

Также наблюдается изменения в волевой сфере личности: исчезает сила и стойкость воли, пропадает целеустремленность, изменяется локус контроля. Со временем искажается характер человека: в личностном портрете возникают ранее не присущие индивидууму черты.

Претерпевает изменений мышление человека. Субъект все происходящие события считает важными, все мелочи являются для него значительными.

Мышление при нарушениях интеллекта становится непродуктивным и чрезмерно обстоятельным. Персоне очень трудно четко сформулировать и высказать собственные мысли.

У больного сужается круг интересов, его перестают увлекать ранее захватывающие занятия. Со временем он концентрирует внимание на своих патологических размышлениях.

Приобретенные нарушения интеллекта возникают при атрофических процессах в структурах головного мозга. Такие интеллектуальные расстройства более характерны для лиц пожилого и старческого возраста.

Нередко дефекты интеллектуальной сферы являются ведущими симптомами деменции альцгеймеровского типа. Приобретенные нарушения когнитивных и мнестических функций наблюдаются в рамках психоорганического синдрома.

Такие нарушения интеллекта возникают при сосудистых патологиях головного мозга, нарушениях метаболизма и иных органических патологиях, напрямую влияющих на высшую психическую деятельность.

По вариантам течения деменцию подразделяют на формы:

  • стационарное нарушение интеллекта, для которого характерно отсутствие усугубления расстройства;
  • прогрессирующее слабоумие, которое по мере отягощения приводит к психическому маразму – полному прекращению психической деятельности человека.

Олигофрения

Врожденное нарушение интеллекта, определяемое в раннем детском возрасте, носит название умственная отсталость или олигофрения. Данное расстройство обусловлено дефектами в индивидуальном развитии организма детей в эмбриональный и ранний постэмбриональный период.

Нарушения интеллекта у детей имеют постоянный характер, однако слабоумие может отягощаться при последующем влиянии негативных экзогенных факторов. Олигофрения характеризуется существенной задержкой или недостаточным развитием когнитивных и мнестических функций, что приводит к нарушениям адаптации детей в социуме.

Традиционно врожденное нарушение интеллекта у детей подразделяют на три формы:

  • дебильность, при которой частично сохраняется возможность к трудовой деятельности;
  • имбецильность, при которой у человека отсутствует способность к труду, однако имеется возможность самостоятельно себя обслуживать;
  • идиотия, подразумевающая полное отсутствие возможности самообслуживания.

В настоящее время психиатры руководствуются критериями МКБ-10, в котором описано четыре формы слабоумия:

  • легкая степень, именуемая дебильность, при которой психологический возраст человека колеблется в пределах от 9 до 12 лет;
  • умеренная степень, носящая название нерезко выраженная имбецильность, знаменующая развитие интеллекта на отрезке от 6 до 9 лет;
  • тяжелая степень, также называемая выраженная имбецильность, подразумевает пребывание субъекта в психологическом возрасте от 3 до 6 лет;
  • глубокая тяжесть расстройства, которую именуют идиотия, при которой когнитивные способности человека соответствуют потенциалу детей до 3 лет.

Точное количество лиц, страдающих врожденным нарушением интеллекта, на сегодняшний день не установлено. Однако международные исследования показывают, что число больных олигофренией составляет не менее 1% жителей земного шара. Согласно научным изысканием на постсоветском пространстве количество детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта, колеблется в пределах от 2 до 5%.

Нарушение интеллекта: причины и симптомы

Также до настоящего времени не установлена точная этиологическая причина олигофрении. К возможным причинам врожденного нарушения интеллекта у детей ученые относят следующие факторы:

  • генетические причины – хромосомные аномалии и нарушения функций отдельных генов;
  • внутриутробное поражение плода, вызванное сильнодействующими химическими агентами или спровоцированное источниками ионизирующего излучения, например действием свободных радикалов;
  • тяжелые инфекционные заболевания матери в период беременности, например: перенесенная болезнь, спровоцированные цитомегаловирусной инфекцией;
  • рождение ребенка значительно раньше установленного срока;
  • повреждения органов детей, полученные во время родов;
  • кислородное голодание при сдавливании дыхательных путем в первые минуты жизни детей;
  • черепно-мозговые травмы, полученные в раннем детском возрасте;
  • пониженное содержание кислорода в тканях головного мозга, вызванное разными причинами;
  • инфекционное поражение нервной системы детей.

Нарушение интеллекта у детей проявляется, в первую очередь, в значительном отставании развития от возрастной нормы. Развитие психических функций происходит крайне замедленными темпами. Формирование высшей психической деятельности носит атипичный характер и часто имеет резко выраженные количественные и качественные отклонения.

Лица, страдающие врожденным слабоумием, растут ослабленными и болезненными детьми. Для них характерна чрезмерная раздражительность, сочетаемая с яркой пассивностью.

Дети с расстройствами интеллекта мало интересуются явлениями окружающего мира. У них существенно снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Такие дети не включаются в игры с ровесниками.

Их не увлекают процессы конструирования, лепки, рисования.

Они не способны действовать спонтанно в соответствии с меняющимися условиями действительности. Им очень тяжело усвоить навыки для верной ориентации в происходящем. Дети с нарушением интеллекта с трудом понимают важные свойства окружающих объектов. Они не могут установить существующих связей между предметами.

У детей с расстройствами интеллектуальной деятельности недостаточно развито произвольное внимание. Они не способны усилиями воли целенаправленно концентрировать внимание на требуемом задании. Для таких детей является невозможным одновременное выполнение нескольких вариантов умственной деятельности.

Практически всегда при олигофрении страдает речевая функция: у таких детей фиксируется существенное недоразвитие речевой деятельности.

[attention type=red]

Некоторые олигофрены не разговаривают вплоть до пятилетнего возраста. Со значительным опозданием происходит становление слуха.

[/attention]

Огромные трудности дети с врожденным нарушением интеллекта испытывают при необходимости выполнения заданий, требующих наглядно-образного решения.

Большинство детей, страдающих слабоумием, воспринимают предъявляемые им изображения, как реально существующую ситуацию. Они начинают действовать, как будто сцены на картинках существуют в реальном мире.

Еще один симптом нарушения интеллекта у детей – существенные трудности в процессах запоминания и воспроизведения информации. Олигофрены способны запомнить очень малый объем информации. Как правило, они могут зафиксировать в памяти лишь яркие, броские, привлекательные детали.

Существенно страдает и волевая сфера психики. Дети с олигофренией безынициативные и нерешительные. Они не могут действовать самостоятельно и часто действуют согласно указаниям других людей. Дети с нарушением интеллекта поступают импульсивно и хаотично.

Характерный признак олигофрении – эмоциональная незрелость. У таких детей сильно ограничен диапазон эмоций и чувств. Они не способны к глубоким переживаниям. Для них свойственна нестабильность эмоционального фона. Они не могут ярко демонстрировать свои переживания.

Лечение

Лечение нарушений интеллекта у детей и взрослых зависит в первую очередь от этиологического фактора и степени тяжести расстройства. Специфическое лечение проводится для устранения обстоятельств, ставших причиной интеллектуальной дисфункции. Именно поэтому лечение нарушения интеллекта избирается для каждого конкретного пациента в индивидуальном порядке.

Огромное значение для преодоления нарушений интеллекта, имеющего и врожденный и приобретенный характер, имеют мероприятия, направленные на социальную адаптацию больного. Для детей немаловажна грамотно составленная программа воспитательных и образовательных мероприятий, обучение навыкам самообслуживания и прививание трудовых умений.

Следует помнить о том, что любой человек с нарушением интеллекта находится в прямой зависимости от помощи и поддержки других людей.

Больной испытывает существенные затруднения в понимании происходящих явлений и очень страдает от того, что он не такой, как окружающие.

Именно поэтому для предупреждения аутоагрессивного поведения детям и взрослым с расстройствами интеллекта важно внимание и забота близких людей.

Источник: https://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-intellekta.html

Слабоумие – как избежать расстройства интеллекта?

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Ухудшение интеллекта, слабоумие, может проявить себя сразу после появления на свет, то есть быть врожденным, или приобретенным с возрастом, когда принято говорить о старческой деменции. Есть немало факторов, которые могут спровоцировать болезнь на любом этапе жизни. Поддается ли она коррекции?

Что такое слабоумие?

Патология может привести к полной утрате способности к мышлению, ведь слабоумие – это ослабление памяти, снижение запаса представлений и знаний. Оно всегда сопровождается поражением нервной системы и разрушением клеток мозга.

Человек теряет связь между окружающими реалиями и явлениями. Его эмоциональные реакции и черты характера обедняются, пропадает способность критично относиться к собственному поведению и словам.

Еще недавно такое расстройство наблюдали лишь у новорожденных и лиц старше 65-летнего возраста, но в последние года болезнь сильно «помолодела».

Слабоумие – признаки

Симптомы заболевания у детей и взрослых могут разниться.

Расстройства интеллекта имеют характерную особенность, заключающуюся в том, что они могут развиваться после периода абсолютно нормального и полноценного функционирования мозга.

Врожденная патология у детей носит название олигофрении. Огромную роль в ее развитии играют гены и внешнее воздействие, например, внутриутробные или перинатальные факторы. К признакам слабоумия относят:

  • нарушение памяти;
  • плохая сосредоточенность и внимание;
  • психическая активность, находящаяся за пределами нормы;
  • неспособность понимать и осмысливать то, что происходит.

Если ребенок родился нормальным, то в дальнейшем распознать начало болезни можно по ослаблению или утрате ранее приобретенных навыков, нарушению речи, обеднению словарного запаса, проблемам в общении и др. У взрослых старческое слабоумие проявляет себя:

  1. Расстройством памяти. При этом сначала страдает кратковременная память, а затем уже и долговременная.
  2. Утратой способности находить ориентир в пространстве и времени.
  3. Прогрессирующим эгоизмом.
  4. Утратой способности к логическому мышлению.
  5. Бредовыми, навязчивыми идеями.
  6. Повышенным чувством раздражительности, плаксивости, тревоги, злобы и др.

Виды слабоумия

Помимо деления на врожденное слабоумие и приобретенное слабоумие наблюдается еще и частичная деменция, подразделяющаяся на следующие виды:

  1. Эпилептическая, спусковым механизмом развития которой является эпилепсия.
  2. Сосудистая деменция. В ее развитии огромную роль играет атеросклероз головного мозга.
  3. Травматическая, которую провоцируют травмы.
  4. Алкогольная. Поражение мозга возникает на фоне злоупотребления спиртными напитками.
  5. Шизофреническая. Ей сопутствует шизофрения.
  6. Психогенная. Ее еще называют мнимым слабоумием, которое проходит самостоятельно.
  7. Снижение психического уровня. При этом психическая деятельность ослабляется лишь незначительно.

Старческое слабоумие

Причины, по которым развивается деменция, до конца так и не определены. С возрастом все биохимические реакции в организме человека замедляются, некоторые дают сбой вследствие развития недугов.

Слабоумие у пожилых людей начинает прогрессировать постепенно.

Забываются ранее приобретенные навыки, а новым человек научиться не в состоянии, как в не в состоянии обобщать информацию, делать выводы и адекватно оценивать себя и других.

На первый план выходят негативные черты характера – скупость, раздражительность, гнев, зависть. Интересы сужаются, а взгляды становятся шаблонными. Пропадает стыд и приверженность морально-этическим нормам. В тяжелых случаях наблюдается полная деградация и дезадаптация личности. Больной требует постоянного ухода и присмотра, ведь он не способен обслуживать себя самостоятельно.

Эпилептическое слабоумие

Многочисленные судорожные припадки приводят к травматизации головного мозга и развитию этой формы расстройства интеллекта. Главный симптом – замедление темпа психических процессов. Слабоумный человек не способен отделить основное от второстепенного. Его речь изобилует шаблонами, но он может говорить быстро и не терять цепь высказываний.

В обычной беседе такие больные имеют тягу все детализировать, чрезмерно описывать. При этом склонность к обобщению и отвлечению у них страдает. Родственникам приходится туго с такими подопечными, ведь они «любят» поучать и наставлять, входя в роль узкого моралиста. Они переоценивают собственный жизненный опыт, а их высказывания неглубоки, поверхностны и банальны.

Шизофреническое слабоумие

Его называют транзиторным, преходящим, потому как возникает оно эпизодически. Больные могут неожиданно демонстрировать неплохую память и мышление, но затем снова наступает период психоза.

Диагноз слабоумие ставят после наблюдения, проверки реакций на различные действия и задачи. При такой форме недуга человек мыслит абстрактно, он склонен к философствованию, далекому от реальности.

Слабоумие приводит к медленному уменьшению багажа знаний и утрачиванию жизненно важных навыков. Возникают и проблемы с концентрацией внимания.

На фоне интеллектуальных нарушений пропадает стремление к общению. Больной постепенно становится аутистом. В тяжелых случаях двигательная способность сохраняется, но человек практически все время проводит в неподвижном состоянии. Он не контролирует процесс принятия пищи, физиологические потребности и не отвечает на вопросы. Прогноз лечения сомнительный.

Напитки на основе спирта вызывают необратимые изменения в организме, встраиваясь в биохимические процессы.

Вследствие длительного и систематического злоупотребления алкоголем формируются зависимость и психические нарушения, результатом которых является алкогольная деменция. Синдромы расстройств интеллекта наблюдаются на 3 стадии алкогольной зависимости.

Все жизненно важные функции интеллекта повреждаются или полностью утрачиваются. Человек становится неспособным воспринимать информацию и рассуждать. Страдают речь и память.

Вирус цифрового слабоумия

В славянских странах эту проблему еще не осознали, так как присоединились к цифровому миру позднее некоторых западных стран.

В Корее цифровое слабоумие – это уже официальный диагноз, который стали ставить представителям нового поколения, имеющим доступ к интернету, владеющим смартфонами, планшетами и всевозможными гаджетами.

Специалисты стали наблюдать у них потерю памяти, расстройство внимания, когнитивные нарушения, подавленность и депрессию, низкий порог самоконтроля и т.д.

[attention type=green]

Такие изменения можно сравнить с последствиями черепно-мозговых травм (боксерское слабоумие проявляется похожим образом) и ранней деменции.

[/attention]

Многие ученые, которые не имеют ничего против технического прогресса, говорят о потенциальной опасности цифровых технологий для растущего мозга.

Все дело в том, что мозг претерпевает этапы созревания и развития до 20 лет, а если ребенок исследует мир виртуально, а не физически без взаимодействия с окружающей средой, формирование мозга замедляется или останавливается совсем.

Как лечить слабоумие?

При назначении терапии очень важно выявить причины, спровоцировавшие заболевание, и устранить их. Лечение слабоумия включает прием препаратов для питания головного мозга, сосудорасширяющих средств, витаминов.

При нарушении настроения и поведения, возникновении галлюцинаций и бреда назначают нейролептики, транквилизаторы, седативные средства.

Если слабоумный находится на последней стадии развития заболевания, то нужно организовать за ним правильный уход, проводить профилактику пролежней, воспаления легких и других осложнений.

Препараты от слабоумия

Из традиционных лекарственных средств можно выделить:

  1. Противодементные препараты, назначаемые пожизненно. Таблетки от слабоумия улучшают мозговой обмен веществ и передачу нервных импульсов. Это акатинол мемантил, ривастигмин, церебролизин и др.
  2. Нейролептики, которые снимают агрессивные проявления и беспокойство. Это сонапакс, фенибут, феназепам и др.
  3. Антидепрессанты. Это марплан, пирлиндол, кломипрамин и др.

Витамины от слабоумия

Витамины-антиоксиданты могут не только предупредить умственную слабость и потерю памяти, но и замедлить процесс развития деменции. Особую пользу может принести витамин В12 при слабоумии, а также витамины А, С, Е.

Сохранить нормальные умственные способности можно, если в достаточном количестве получать минералы – цинк, селен, йод, медь, кальций, фосфор, молибден, калий и др.

Предотвратить болезнь Альцгеймера поможет регулярный прием фолиевой кислоты.

Травы, лечащие слабоумие

Существует немало средств народной медицины, которые помогают улучшить состояние больных при расстройстве интеллекта.

Болезнь слабоумие поддается коррекции при помощи отваров и настоев различных лекарственных трав – боярышника, диоскореи кавказской, лофанта анисового.

На начальных этапах деменции полезно принимать настойку девясила, а еще большую пользу может принести растительный препарат Гинкго билоба. Повысить работоспособность и поднять иммунитет способны элеутерококк, эхинацея, родиола розовая.

Девясиловый отвар на вине

Ингредиенты:

  • корни девясила – 120 г;
  • красное вино – 0,5 литра.

Приготовление

  1. Для приготовления винного отвара корней девясила 120 г сырья залить 0,5 л красного вина.
  2. Прокипятить 10 минут.
  3. Пропустить через фильтр и пить по одной рюмке трижды в день перед трапезой.

Отвар боярышника

Ингредиенты:

  • плоды боярышника – 20 г;
  • проста вода – 200 мл.

Приготовление

  1. Для приготовления отвара плодов боярышника сырье в количестве 20 г залить 200 мл горячей воды.
  2. Уваривать на водяной бане 15 минут.
  3. Настаивать 45 минут.
  4. Пропустить через фильтр и принимать по 1 ст. л. трижды в день за полчаса до трапезы.

Питание должно преследовать цель нормализовать вес, снизить уровень холестерина и глюкозы в крови. Пища должна изобиловать клетчаткой, поэтому нужно употреблять много фруктов и овощей, каш. Синдром слабоумия сдаст свои позиции, если отказаться от вредных привычек, повысить двигательную активность и правильно, сбалансированно питаться.

Топ 10 продуктов, улучшающих работу мозга:

  1. Орехи. В них содержатся витамины группы В, жирные кислоты и ценные минералы, которые усиливают передачу нервных импульсов в головном мозге.
  2. Морская рыба и морепродукты. Они богаты полиненасыщенными жирными кислотами.
  3. Шпинат. Он развивает интеллектуальные способности.
  4. Шоколад. Нормализует память и повышает настроение.
  5. Клюква и черника. Эти ягоды богаты антиоксидантами, нейтрализующими негативное влияние свободных радикалов.
  6. Зеленый чай. Напиток содержит полифенолы, защищающие клетки головного мозга от нейродегенеративных поражений.
  7. Яйца. Они нужны для нормального функционирования мембран головного мозга.
  8. Томаты. Ликопен в их составе способствует насыщению мозга кислородом.
  9. Растительные масла.
  10. Отруби пшеницы, предотвращающие развитие атеросклероза.
Что такое аутизм – признаки и способы лечения Что такое аутизм взрослых и детей? Ранние признаки, по которым можно заподозрить расстройство: с младенчества отсутствие привязанности к матери, поздняя речь, замкнутость и нежелание общаться. Среди аутистов много известных гениев. Паллиативная помощь – что такое паллиативная помощь людям? Паллиативная помощь – важная отрасль медицины и социальных организаций в оказании качественной медицинской и психологической поддержки тяжелобольным и неизлечимым людям. Комплексный подход обеспечивает достойное существование и последующий уход.
Виктимность в психологии – что это такое? Виктимность или феномен жертвы – это свойство одного человека навлекать на себя агрессию другого. Криминалисты характеризуют поведение пострадавшего вызывающим, проще говоря «сам напросился». Психологи говорят об имеющихся отклонениях. Газлайтинг – что это и как ему противостоять? Термин «газлайтинг» получил свое название от драматического триллера «Газовый свет». Сюжет картины описывает психологическое насилие, к которому прибегает супруг, чтобы убедить жену в ее невменяемости. Такие приемы манипуляции существуют и в реальности.

Источник: https://womanadvice.ru/slaboumie-kak-izbezhat-rasstroystva-intellekta

Нарушение интеллекта: формы и методы лечения слабоумия. Когнитивные нарушения при непсихотических депрессивных расстройствах

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

Нарушение интеллекта имеет две основные формы:

  • врожденное слабоумие, именуемое также умственная отсталость или олигофрения;
  • приобретенное расстройство когнитивных способностей, которое носит название деменция.

Воспитание детей с нарушением интеллекта в семье

Развитие и обучение ребенка с нарушениями интеллектуального развития во многом зависят от отношения к его дефектам окружающих и, прежде всего, близких людей, родителей. Они с самого рождения хотят знать, какая перспектива и прогнозы развития такого малыша, в какой степени дитя будет зависимо от других и сможет ли приобрести самостоятельность.

Для этого мама и папа обращаются за помощью к специалистам — психологам, врачам, педагогам. Дать родителям конкретный и четкий ответ очень нелегко. Но практика показывает, что даже в тяжелых и малонадежных случаях при грамотном подходе, систематическом взаимодействии специалистов и родителей могут быть достигнуты существенные сдвиги.

Для этого родители должны:

  1. Проявлять веру в ребенка и внутреннее спокойствие. 
  2. Проявлять к своему малышу терпение, строить отношения с ним на основе доброжелательности и любви.  
  3. Регулярно хвалить дитя. 
  4. Ежедневно, целенаправленно и настойчиво развивать в нем самостоятельность, постепенно сводя свою помощь до минимума.

С родителями обязательно надо проводить целенаправленную работу, консультировать их и оказывать психологическую поддержку. Такие семьи не должны оставаться сам на сам со своими проблемами. Ведь инвалидность ребенка — это не только личное дело его семьи.

Важно, чтобы родители детей-инвалидов общались между собой, делились опытом, верили в свои силы, имели духовного наставника.

Когнитивные нарушения у человека в депрессии

Выделяют ряд характерных черт, свойственных ситуации, когда расстройства когнитивных функций развиваются на фоне депрессивного состояния. В их число входят:

  • Достаточно молодой возраст пациента – в большинстве случаев.
  • Человек в депрессии не входит в группу риска развития заболеваний сосудов головного мозга (цереброваскулярных патологий).
  • Нарушения когнитивных функций усиливаются по мере усугубления депрессии и развития новых депрессивных эпизодов.
  • Расстройства исполнительных функций – самая частая разновидность когнитивных нарушений у человека в депрессии.
  • В отличие от депрессии на фоне нейродегенеративных заболеваний, в данном случае расстройства когнитивных функций обратимы на 100%.

Среди возможных объяснений нарушений когнитивных функций при депрессии ученые, в частности, выделяют следующие:

  • дефицит моноаминов, который влияет на передачу импульсов нейронами, задействованными в процессах формирования памяти;
  • атрофия гиппокампа, которая развивается на фоне депрессивного состояния, длящегося достаточно длительное время и др.

Причины заболевания

Существует около 1 000 различных органических причин нарушения интеллекта. Среди них:

  • Генетические заболевания;
  • Наследственность;
  • Нарушения внутриутробного развития;
  • Поздние роды (в возрасте старше 45 лет);
  • Неблагоприятное течение беременности;
  • Родовые травмы;
  • Воспаление оболочек мозга;
  • Черепно-мозговые травмы.

Характеристики интеллектуальной недостаточности

Общепризнанной российской классификации нарушений интеллекта на сегодняшний день не существует. Однако в современной медицине широко применяются разработки известных психиатров и психоневрологов. Так, например, Г. Е. Сухарева, основываясь на этиопатогенетическом принципе, выделяет формы интеллектуальных нарушений у детей с ЗПР по типу происхождения:

  1. Конституциональная.
  2. Соматогенная.
  3. Психогенная.
  4. Церебрально-органическая.

В такой трактовке предложенные варианты различаются особенностями структуры и спецификой соотношения компонентов рассматриваемой аномалии: типом и характером расстройства.

И. Ф. Марковская выделяет два варианта задержки интеллекта, для которых характерно соотношение черт органической незрелости и повреждений центральной нервной системы.

Согласно ее трактовке недоразвитость эмоциональной сферы обусловлена типами органического инфантилизма. Энцефалопатические проявления представлены негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Основные черты нарушений высших психических функций проявляются в динамике и обусловлены их недостаточной зрелостью и повышенной истощаемостью.

Согласно второму варианту в деятельности центральной нервной системы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью доминируют черты поврежденности: выраженные энцефалопатические расстройства, проявляющиеся в виде церебрастенического, неврозоподобного, психопатоподобного, субклинического эпилептиформного и апатико-астенического синдромов. Как правило, в патогенезе присутствуют нейродинамические нарушения и проявления дефицитарности корковых функций.

Однако наиболее широкое распространение получила классификация, разработанная В. В. Ковалевым, согласно которой выделяются четыре группы:

  1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Это могут быть проявления психического инфантилизма: незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы в сочетании с различными невропатическими состояниями. Кроме того, данное нарушение может быть вариантом синдрома раннего детского аутизма. К детским особенностям с интеллектуальной недостаточностью следует отнести отставания в развитии некоторых компонентов психической деятельности: речи, моторики, чтения, счета и письма.
  2. Энцефалопатические формы при некоторых церебрастенических и психоорганических состояниях и ДЦП.
  3. Нарушения интеллекта, обусловленные дефектами анализаторов и органов чувств.
  4. Интеллектуальная недостаточность, вызванная неблагоприятными условиями воспитания и дефицитом информации.

Источник: https://pro-acne.ru/nevralgiya/narushenie-intellekta-prichiny-formy-lechenie-slaboumiya-2.html

Врожденное слабоумие: виды, лечение, приобретенное слабоумие – Стоп Невроз

Нарушение интеллекта – причины, формы, лечение слабоумия

02.04.2019

Слабоумие – это необратимое поражение интеллекта, которое сопровождается утратой способности к познавательной деятельности, снижением памяти и потерей ранее приобретенных знаний и навыков.

При слабоумии нарушается функционирование отделов головного мозга. От локализации патологического процесса и будет зависеть проявление болезни. Слабоумие делится на врожденное и приобретенное.

Умственная отсталость с рождения

Врожденное слабоумие (олигофрения) – ряд заболеваний, характеризующийся врожденным или приобретенным в течение первых трех лет жизни умственным недоразвитием.

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень болезни. Такие люди адекватны, выполняют несложную работу, не нарушают общепринятые правила. Диагностируется сложнее, так как нет выраженных симптомов. Для больных характерно отсутствие фантазии, узкое мышление.
  2. Имбецильность – средняя стадия олигофрении. Способны к самообслуживанию, но нуждаются в постоянной опеке. Понимают, когда к ним обращаются, знают близких людей. Плохо развита моторика и координация. Словарный запас беден, мышление примитивно, память и внимание недоразвиты.
  3. Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Люди с таким диагнозом требуют постоянного ухода, не способны к самообслуживанию. Не выделяют близких людей, нередко проявляют агрессию.

    Речь отсутствует, иногда произносят отдельные слова и звуки. Не имеют самых элементарных навыков. Не контролируют работу органов малого таза. Основные потребности – еда и сон.

Причины:

  • наследственность,
  • генетические нарушения,
  • внутриутробные инфекции беременных (краснуха, токсоплазмоз, сифилис),
  • алкоголизм, наркомания матери,
  • близкородственные браки,
  • черепно-мозговые травмы при родах.

Сходства и различия с олигофренией

Все формы олигофрении и деменции имеют один общий синдром – расстройство интеллекта, нарушение функций головного мозга.

Для обеих форм слабоумия характерны изменения в восприятии информации, перемены в поведении.

В чем же отличие:

  1. Олигофрения является врожденным или приобретенным в раннем возрасте заболеванием. Деменция же формируется в возрасте после 50 лет.
  2. При олигофрении степень интеллектуальной неполноценности неизменна. Для старческого слабоумия характерно постепенное ухудшение состояния.
  3. При олигофрении ребенок рождается неспособным к обучению. Для деменции свойственна поэтапная утрата навыков и знаний, приобретенных ранее.

Профилактика

С каждым годом количество заболевших увеличивается. Люди, знающие о слабоумии не понаслышке, задаются вопросом о возможности предотвращения этого состояния.

И хотя основной причиной является наследственная предрасположенность, каждому по силам свести к минимуму вероятность заболевания.

Для предупреждения слабоумия необходимы следующие профилактические меры:

  • умеренные физические нагрузки,
  • отказ от вредных привычек,
  • заместительная гормональная терапия для женщин в климактерический период,
  • защита от инфекций (профилактические прививки, безопасный секс),
  • высокая умственная активность (изучение иностранных языков, кроссворды, головоломки),
  • профилактика сердечно-сосудистых заболеваний,
  • исключение травмоопасных ситуаций (экстремальные виды спорта).

Предупреждение врожденного слабоумия начинается с планирования беременности. Обязательна консультация гинеколога и выполнение его рекомендаций относительно обследований, анализов, приема лекарственных препаратов.
Необходима консультация генетика, если в семье были случаи слабоумия. А также отказ от вредных привычек и избежание стресса.

15. Расстройства интеллекта. Слабоумие врождённое и приобретённое, тотальное и парциальное

Целостнаяпознавательная деятельность человекаосуществляется с помощью интеллекта,который, как известно, обеспечиваетсясовокупной деятельностью по­знавательныхпсихических процессов, среди которыхособое значение имеют мыш­ление и

речь.

Расстройства интеллектуальнойдеятельности — это изменение процес­сарационального познания, умозаключений,

суждений, критических способностей.

Израсстройств, относящихся непосредственнок интеллектуальным, выделяют груп­пунарушений психики под общим названием

«слабоумие».

Различают
так называемую деменцию (приобретенное
слабоумие) и олигофрению(врожденное
слабоумие).

Органическойдеменцией называется слабоумие, вызванноеглавным образом со­судистымизаболеваниями головного мозга,сифилитическими и старческими психо­зами,травмами головного мозга. Органическоеслабоумие обычно делят на две груп­пы:тотальное (диффузное, глобальное) ичастичное (дисмнестическое, парциальное,

лакунарное).

Тотальноеслабоумие — это стойкое снижение всехинтеллектуальных функций, слабостьсуждений, отсутствие критики своемусостоянию. Примером тому может служитьтак называемая сенильная деменция(слабоумие старческого возраста), также

слабоумие при прогрессивном параличе.

Частичное(дисмнестическое) слабоумие характеризуетсявыраженными нарушениями памяти. Остальныеинтеллектуальные функции страдаютглавным образом вторично, посколькунарушается память —«входные ворота

интеллекта».

[attention type=yellow]

Такие больные сохраняютспособность к суждениям, у них наблюдаетсякритическое отношение к своему состоянию.Им трудно усваивать новое, но старыезнания, особенно профессиональные,хорошо закрепленные, могут сохраняться

[/attention]

у них довольно долго.

Ввиду критическогоотношения к себе такие больные понимаютсвое положение, стараются избегатьразговора, в котором они могли быобнаружить расстройства памяти,пользуются постоянно записной книжкой,пишут заранее, что им надо сказать или

сделать.

Типичная картина частич­ногослабоумия может наблюдаться прицеребральном атеросклерозе или сифилисе

головного мозга.

Средиприобретенного слабоумия выделяюттакже шизофреническое и эпилеп­тическое

слабоумие.

Шизофреническоеслабоумие, называемое еще апатическим,или атактическим, характеризуетсяинтеллектуальной бездеятельностью,безынициативностью, в то вре­мя какпредпосылки к умственной деятельностиеще могут сохраняться длительное время.Интеллект таких больных сравнивают сошкафом, полным книг, которыми ни­ктоне пользуется, или с музыкальным

инструментом, закрытым на ключ в футляре.

Эпилептическоеслабоумие выражается не только взначительном снижении па­мяти, но ив своеобразном изменении мышления,когда человек начинает терять спо­собностьразличать главное и второстепенное,ему все кажется важным, все мелочи —

значительными.

Мышление становитсявязким, непродуктивным, патологическиоб­стоятельным, больной никак не можетвыразить свою мысль (недаром эпилептиче­ское

мышление называют иногда лабиринтным).

Характерно также сужение круга интересов,концентрация внимания исключительнона своем состоянии (концентри­ческое

слабоумие).

Эти дефекты интеллекта долж­ныпроявиться в возрасте до 18 лет. Существуетболее 300 наследственно обуслов­ленныхзаболеваний, которые могут стать

причинами умственной отсталости.

Оли­гофрения — это не болезненныйпроцесс, а патологическое состояние,возникшее в результате воздействияразличных вредоносных факторов (помимонаследственно­го) в период внутриутробного

развития или же в младенчестве.

Потяжести олигофрения делится на три ееформы: дебильность, имбецильность иидиотию. Основная особенность олигофрениизаключается в диффузном и тотальном

недоразвитии или

[attention type=red]

поражениипсихики в целом. При тяжелых формахолигофрении (идиотии и имбецильности)больные практически неспособны к

[/attention]

интеллектуальной деятельности.

Придебильности нарушены высшие формымышления — способность к анализу,синтезу и абстрагированию. Отсутствуеттакже логическое мышление. Речь олигофрена

так­же нарушена.

В эмоциональной сферепреобладают «низшие» эмоции, отсутствуетспособность контролировать свои

влечения.

Деменция—
приобретенное слабо­умие
.

Олигофрения– (умственная отста­лость)—наследствен­ное, врожденное илиприобретенное в пер­вые годы жизнислабо­умие, выражающееся в общемпсихическом недоразвитии (с пре­обладаниемв первую очередь интеллекту­альногодефекта) и в затруднении вслед­ствие

этого социаль­ной адаптации.

Источник:

Слабоумие: симптомы, виды, классификация, диагностика

Слабоумие – это необратимое нарушение интеллектуальных способностей. При этом снижается память, утрачиваются приобретенные навыки и знания. Проявления патологии зависят от того, в каком участке мозга развивается дегенеративный процесс.

Основные проявления

При слабоумии человек страдает от целого комплекса проявлений:

  1. Нарушается кратковременная память. Эта проблема всегда возникает на начальных этапах развития патологии. Сначала поражается кратковременная память, поэтому многие не обращают на это внимания, списывая на обычную забывчивость. На более поздних стадиях больные не помнят, что было день назад, но отлично вспоминают истории, произошедшие очень давно.
  2. Возникают трудности с выражением собственных мыслей. Простой разговор длится долго. Человек не может подобрать подходящие слова, из-за чего пропадает желание общаться.
  3. Резко меняется настроение. Больным трудно заметить этот симптом, но близкие обращают на это внимание.
  4. Развивается депрессивное состояние. Это сопровождается изменением личностных характеристик в виде снижения критики к себе.
  5. Больной становится апатичным. Вялость и апатия наблюдаются постоянно. Человеку не интересны прежние увлечения, он не хочет ничем заниматься. Нет желания гулять, проводить время с родными.
  6. Трудно выполнять привычные действия. Сначала больному тяжело с многоэтапными операциями, например, с изучением правил игры.
  7. Путает людей и вещи. Человек не узнает хорошо знакомых, не находит вещи, которыми регулярно пользуется.
  8. Тяжело воспроизводить сюжетные линии. Не получает рассказать о просмотренном ранее фильме или прочитанной книги.
  9. Трудно ориентироваться в пространстве. Человек легко может потеряться даже в знакомом месте. Поэтому за ним должны следить родственники.
  10. Часто повторяется. Это относится не только к диалогу, хотя, если человек постоянно повторяет один и тот же вопрос, это говорит о том, что у него развивается слабоумие. Каждый день больной повторяет свои действия, собирает ненужные ему вещи.
  11. Не получается приспособиться к изменениям. Люди с подобными проблемами особенно боятся перемен. Это связано с трудностью в запоминании, выполнении привычных действий. Гораздо легче, если каждый день проходит по привычному сценарию.

Источник: https://stopnevroz.ru/drugoe/vrozhdennoe-slaboumie-vidy-lechenie-priobretennoe-slaboumie.html

Здоровая семья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: